[EduNote] Травма быть человеком. Травма феноменология (Марина Куликова)

488

Доступно к заказу

Сравнить

Травма – феноменология
История вопроса, филогенетическая фантазия Фрейда. Семинар посвящен истории развития теории травмы в психоанализе, противостоянии двух близких фигур Фрейда и Ференци, филогенетических фантазиях Фрейда, оказавших значительное влияние на теории травмы.
На первой встрече курса мы рассмотрели понятие травмы в психоаналитическом и бытовом понимании.
Травма — это то, что сильнее и больше нас, то, что оставляет значительный негативный хвост переживаний, передается через поколения, оставляет после себя витиеватые симптомы.
Неприятные парадоксы травмы, которые изучает психоанализ:
травма повторяется: в сновидениях, в симптоматике, в отыгрываниях и жизненных сюжетах субъекта;
повторения травматического не осознанны;
даже после осознания не прекращаются.
Основное переживание субъекта после травмы: стыд , бессилие, смятение: Я не сумасшедшая? То, что произошло со мной — это правда? Это плохо? Это называется насилие/абьюз/несчастье/катастрофа?
«Я» субъекта не готово к переживанию того, что мы называем травмой.
Травма внезапна, не ожидаема и не прогнозируема, она неотвратима (с ней невозможно договориться), она разделяет жизнь субъекта на до и после. Травма вечна. Если вы переработали ее, то это уже не травма. «Эту игру придется доиграть до конца» (Jumanji).
Травма остается в психическом аппарате субъекта инкапсулированным и живым ядром, готовым воспламениться неожиданно, от случайно ассоциативного совпадения.
Бабочка — мотылек, летающая там и тогда может воззвать из зарытого в землю сундука. монстра из прошлого, где она тоже летала и билась в окно, когда что-то травматичное происходило с субъектом.
Травмы случаются с индивидуумами и с обществами (группами).
Части травмы, вероятно, останутся навсегда не переработанными, осколки разбившегося когда-то зеркала зла.
Групповой психический аппарат больше и вместительнее психического аппарат субъекта, следовательно, можно поместить свое не переработанное в психический аппарат своей группы.
Человеческая группа формируется вокруг пережитого опыта, большей частью травматического.
Сакральное — центр, вокруг которого кругами нанизывается психическое группы — память группы о себе самой. Сначала ставится жертвенник, потом храм, потом вокруг разрастается деревня и поселяются люди. Жертвенник ставится в воспоминание травматического опыта. Жертва и травма связаны.
Священное или сакральное — опыт переживания вне человеческих возможностей — непостижимое, громадное, оставляющее память в психике людей, неотвратимое и то, с чем невозможно договориться. Судьба, воля богов, рок.
Не травму ли называли божественным и сакральным, не травматический ли опыт лежит в корне человеческого переживания сакрального, священного?
И если так, то человеческая группа формируется и создает свой психический аппарат вокруг переживания травмы, имея в виду весь свой накопленный травматический опыт и попытки как-то с этим иметь дело.
Древнейший опыт переработки травматического опыта — древнегреческая трагедия, которая сама по себе и участие в ней являлось целительным актом для психики. Эдип Софокла — самая травматическая трагедия, это трагедия рока — о столкновении с неизбежностью.
На первой встрече курса мы рассмотрели работу, Шассге-Смиржель «Архаичная матрица Эдипа» — о склонности группы разыгрывать самый архаичный фантазм возвращения в материнское лоно на примере культуры утопий, превращающихся неминуемо в катастрофу, историю переживания большой немецкой группы вины в Холокосте (статья Шассге-Смиржель «Зеленый Театр»), придя к выводу, что в группе есть две культуры: культура к забыванию (сохранение статус-кво) и культура памяти (культура выздоровления), дискурс группы создается так, чтобы покрывать собой фантазм, прорывающийся к реализации.
На второй встрече курса мы рассмотрим историю вопроса травмы в психоанализе, имея в виду Фрейда и его филогенетическую фантазию. Травма вписана в теорию Фрейда о влечениях и устройстве психического аппарата. Фрейд расширяет вопрос травматического, от случившегося где-то там, вне субъекта, с субъектом до внутреннего и вечного, повторяющегося и являющегося путем субъекта, травмы как устройства психического аппарата.
Большая тема: Дискуссия Фрейда с Шандором Ференци и расхождения по вопросам травмы и дальнейший путь описания травмы в психоанализе.
Основные работы семинара:
Влечение как травма и травма влечений (Автор ILSE GRUBRICH-SIMITIS);
Группа: близость, переживание и кризис (Автор RENE KAES).
Мероприятие проводит Куликова Марина Геннадиевна — клинический психолог, групп — аналитик, психоаналитик, специализируется на теме: тело-вес-еда у женщин и мужчин. Расстройства пищевого поведения у детей и взрослых. Тревожные и депрессивные расстройства. Проблемы отношений в паре мать-ребенок.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “[EduNote] Травма быть человеком. Травма феноменология (Марина Куликова)”

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отзывы

Отзывов пока нет.

Главное меню

[EduNote] Травма быть человеком. Травма феноменология (Марина Куликова)